"Свидания" звезды и планеты: почему "бьется сердце"?

Сотрудники университета в Массачусетсе, использовав данные с космического аппарата “Спитцер”, обнаружили необыкновенное космическое явление - “биение сердца” звезды под влиянием планеты-юпитера.

Сама по себе пульсация звездной оболочки не является такой уж редкостью, просто впервые причиной этого явления стала планета. Во всех остальных выявленных случаях катализатором биения внешней части звезды становилась другая звезда. Звездное светило НАТ-Р-2b (Kepler-2b) стало исключением - приближение этого небесного тела к звезде вызывает вибрации в ее оболочке. Астрономы считают, что такие необычные отношения порождаются двумя факторами.

Причины пульсации

Первый - это расстояние между НАТ-Р-2b и звездой. Они располагаются очень близко друг к другу. Второе - разница в размерах, ведь если размер нашего Солнца превышает размер Юпитера в тысячу раз, то НАТ-Р-2b больше своей звезды всего в сто раз. Как отметили ученые, сочетание этих двух факторов и вызвало к жизни космическую аномалию. Добавив в уравнение еще одну составляющую - высокую температуру планеты-юпитера, они окончательно разрешили загадку. Они выяснили, что осцилляции возникают не только в момент максимально плотного взаимодействия гравитационных полей небесных тел: он полностью совпадает с моментом получения планетой максимальной дозы излучения, так что возникновение вибраций можно назвать закономерным следствием таких “горячих”, хотя и довольно редких свиданий.

Пульсация фиксируется каждые 5,6 дня, то есть именно в те моменты, когда планета подходит к “своей” звезде на самое близкое из возможных расстояние.

Особенное внимание астрономов к поведению НАТ-Р-2b, которое и позволило выявить аномалию, объясняется необычностью планетарной орбиты экзотела: ранее ученые выяснили, что процент ее отклонения от плоскости вращения звезды составляет 76 процентов. По этой причине планета-юпитер большую часть времени проводит на значительном удалении от звезды, вокруг которой вращается. Этот феномен заинтересовал специалистов в области астрофизики еще в 2007 году, так что они продолжали свои наблюдения вплоть до момента выявления еще одной аномалии.

После объяснения ее причин перед учеными предстала еще одна загадка: почему пульсации такие сильные. Математические расчеты показывают, что, судя по всем показателям, они должны быть слабее. Выдвинута гипотеза, что имеют место дополнительные факторы воздействия. Астрофизики пока не знают, какие именно.

Видео по теме: "Свидания" звезды и планеты: почему "бьется сердце"?